ira_4udinovskih (ira_4udinovskih) wrote,
ira_4udinovskih
ira_4udinovskih

Category:

Какой торт вкуснее - 1, или Вопросы школьного образования.

 Итак, в предыдущем посте я обещала рассказать, где всё-таки лучше: в России или в США. Вы понимаете, что вопрос поставлен не без оттенка иронии, и в то же время он достаточно серьезен. 


Однажды обаятельная парикмахерша-армянка спросила нас с Юрой: «Вам нравится в Америке?». И, не дожидаясь ответа (вопрос, видимо, был риторическим) продолжила: «Здесь ведь здорово! Правда?». Слово «правда» было сказано с такой восторженной любовью, что после этого можно было только ответить: «Конечно!».

Если бы я приехала в США из СССР в 1980-е или из Армении - в 1990-е годы, то тоже без тени сомнения сказала бы: «Да, здесь прекрасно!». Но мы успели пожить в России от Ельцина до кризиса при относительной свободе и относительном материальном благополучии, и не можем сказать однозначно, что в Америке лучше, чем в России. Там есть свои проблемы, и об одной из них сегодня поговорим. Это проблема расовых и национальных противоречий. 

В Америке я часто чувствовала какую-то неловкость, какое-то чувство вины, что я белая, как будто это не чьи-то, а мои собственные предки занимались работорговлей и вовсе не пахали землю на просторах Евразии.

Несмотря на всю политкорректность американского общества, люди здесь, как и во многих других странах мира живут раздельно: есть афроамериканские районы, мексиканские и т.д. И везде чувствуется, что элита общества – это давние выходцы из Европы. 

С одной стороны раздельные районы – это хорошо с точки зрения сохранения этнической культуры, языка, религии и т.д. Но это так, если речь идет о китайском или русском районе и т.п. Но, если район не национальный, а расовый, где есть и мусульмане, и христиане, и язычники, то это уже не резервация (от лат. reservo — сберегаю, сохраняю), а гетто для изгоев.

По цветным районам страшновато ходить: здесь выше преступность, да и смотрят на белых косо, подозрительно. В то же время во многих муниципальных учреждениях, банках и т.д. можно встретить молодых, красивых, стройных, вежливых, интеллигентных темнокожих парней. Но в среднем уровень образования, материального благополучия у белых американцев выше. И дело не в том, что африканцы или латиноамериканцы глупее европейцев.

Эта проблема напоминает замкнутый круг. Выходцы из Африки менее образованные и имеют меньшую тягу к знаниям из-за своего рабского прошлого. Малообразованные семьи порождают таких же детей. Попади такой ребенок в раннем детстве в другую среду (если его возьмет, например, на воспитание Анджелина Джоли) – из него может вырасти умнейший и воспитаннейший человек. Но большинство живут в своем черном районе, учатся в такой же школе, под сомнительной табличкой - «Зона, свободная от оружия и наркотиков».

Конечно, есть те, которые «вырываются» из этой среды. Получают образование, становятся честными бизнесменами или белыми воротничками. Но большая часть так и остается в своем РАЙОНЕ № 9. И получается, что проблема уже не совсем расовая. Цвет кожи – это всё равно, что черная метка или вытатуированный номер на руке.
Мне кажется, что подобная проблема сейчас ВЫРАСТАЕТ и в России.

Я по своим взглядам – антикоммунист, поэтому то, что написано дальше, это не ностальгия по советским временам, а попытка анализа. В СССР детский сад и школа «выравнивали» детей и в плохом, но и в хорошем смысле. Элитных учебных заведений было немного, а материальное расслоение общества было менее заметно. Дети из малообразованных и малообеспеченных семей могли получать хорошее образование (и не только общее, но и музыкальное, художественное и т.д.) и «выйти в люди». Конечно, если ты был способным сыном рабочего и колхозницы, то вряд ли бы тебя приняли в МГИМО, но в МГУ, ЛГУ – пожалуйста. Окончив советскую школу, можно было поступить в институт без всяких репетиторов и подготовительных курсов (за исключением некоторых факультетов, куда пускали только по блату). Но никто и не говорит, что в СССР было всё отлично и логично.

В 1980 году мама посадила меня на самолет Тюмень-Ленинград. В Питере у меня никого не было: ни родственников, ни знакомых. С собой была небольшая сумма денег и свеженькие документы: паспорт и аттестат с одной четверкой по русскому языку (серебряные медали в те годы отменили). Но я хотела учиться в самом прекрасном городе, который на тот момент знала… 

Остатки советской системы образования сейчас пытаются разрушить (и вовсе не с помощью ЕГЭ или реформы содержания образования, а с помощью финансовых и правовых механизмов), хотя многим очевидно, что, если что-то и было хорошее в Советском Союзе, так это в первую очередь Школа. 

Сейчас идет сильное расслоение школ еще пока не столько по качеству образования, сколько по «исходному материалу», по тому, какие дети поступают в первый класс. Сейчас родители, как гордо говорят чиновники, голосуют ногами, а точнее - кошельком. Богатые и/или умные родители отдают своих детей в лицеи и гимназии, в школы с углубленным изучением модных предметов. Умный родитель, даже, если и не очень богатый, находит возможность пожертвовать лишним куском хлеба с маслом ради ребенка. 

В обычной непрестижной школе учатся сейчас в основном дети малообеспеченных и малообразованных родителей. Подушевое финансирование поставило такие школы на грань выживания. Низкие зарплаты и проблемные ученики замыкают порочный круг, приводя к тому, что высококвалифицированные учителя уходят в крепкие школы. Если в школах бесплатным будет только минимум образования, если школы заставят зарабатывать деньги, то расслоение станет еще сильнее. И скоро будут школы для белых (пока в переносном смысле), и школы для всех остальных…

Ребенок из малообразованной семьи будет попадать в среду таких же детей и, возможно, таких же учителей… И тогда тоже будем вывешивать на стену таблички про запрет оружия и наркотиков. 


Чиновники в ответ скажут: так повышайте престижность своей школы, заменяйте немодное углубленное изучение музыки и изо на экономику и английский. Но речь идет не об отдельной школе, а об общей тенденции. Новые системы финансирования будут приводить к тому, что какие-то школы всё равно останутся «за бортом». 

Ну, про планируемое сокращение по стране двухсот тысяч учителей (надеюсь, что речь идет про сельских учителей, так как сокращать городских можно только, делая классы по сорок человек) я вообще не говорю, хотя в Америке система «Школьный автобус» прекрасно работает. Любо дорого смотреть, как по гладким дорогам идет красивый автобус жизнерадостного цвета и все машины притормаживают и уступают ему дорогу…


Но для того, чтобы эта система заработала у нас нужно сначала победить коррупцию (и в высших эшелонах, и на дорогах), а ТОЛЬКО ПОТОМ вложить несколько миллиардов в строительство сельских дорог. «Жаль только жить в эту пору прекрасную…»
Тут сразу вылезло несколько СОЛИДНЫХ пунктов в пользу США. Но об этом в другой раз…
Tags: Школа
Subscribe

  • Испанские запоминалки. 69.

    хмуриться по-испански с транскрипцией fruncir el ceño — [fɾunˈθiɾ el ˈθeɲo] — хмуриться УГАДЫВАЙТЕ СТИХОТВОРНЫЕ ПЕРЕВЁРТЫШИ

  • Испанские запоминалки. 68.

    комета, воздушный змей по-испански с транскрипцией cometa [koˈmeta] — комета, воздушный змей УГАДЫВАЙТЕ СТИХОТВОРНЫЕ ПЕРЕВЁРТЫШИ

  • Испанские запоминалки. 67.

    ведро, куб по-испански с транскрипцией cubo [ˈkuβo]- куб, ведро УГАДЫВАЙТЕ СТИХОТВОРНЫЕ ПЕРЕВЁРТЫШИ

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments